Блог "Школы программной инженерии"
Алгоритмы

Что такое паттерны проектирования?

Паттерны проектирования: обзор, классификация и применение

Паттерны проектирования (или шаблоны проектирования) - это проверенные временем и часто используемые решения для типовых проблем проектирования в контексте разработки программного обеспечения. Эти "шаблоны" или "руководства" представляют собой основанные на опыте решения, которые помогают решить определенные задачи в коде, и они выросли из коллективного опыта и знаний сообщества разработчиков.

Что такое паттерны проектирования?

Паттерны проектирования являются проектированными решениями, которые можно применять в многих контекстах при разработке программного обеспечения. Вместо того чтобы представлять собой готовые к использованию фрагменты кода, они выступают в роли общих концепций или стратегий, которые разработчик может адаптировать к конкретной ситуации или задаче.
Они предназначены для решения общих проблем, которые могут возникнуть в процессе разработки, и включают в себя всё, от управления сложностью и повторяемостью кода до обеспечения его масштабируемости, надежности и эффективности.

Для чего они используются?

Паттерны проектирования играют важную роль в процессе разработки программного обеспечения. Во-первых, они помогают уменьшить сложность кода, предоставляя проверенные решения для типовых задач проектирования. Это упрощает процесс разработки и сокращает вероятность ошибок.
Во-вторых, паттерны проектирования способствуют повторному использованию кода. Благодаря использованию общих шаблонов разработчики могут повторно использовать код в различных проектах, что уменьшает время и ресурсы, затрачиваемые на разработку.
В-третьих, паттерны проектирования обеспечивают стандартное средство коммуникации между разработчиками. Когда разработчик говорит о "Singleton" или "Factory Method", другие разработчики понимают, о чем идет речь, что упрощает коммуникацию и ускоряет процесс разработки.

Основные типы паттернов проектирования

Паттерны проектирования классифицируются на три основных типа: порождающие, структурные и поведенческие.
  1. Порождающие паттерны обеспечивают методы создания объектов, делая систему более гибкой в отношении конкретной структуры классов и объектов. Примеры включают в себя Singleton, Factory Method, Abstract Factory и Builder. Они решают проблемы, связанные с созданием и инициализацией объектов.
  2. Структурные паттерны описывают, как можно объединять классы и объекты для создания более крупных структур. Они помогают убедиться, что различные части системы работают вместе эффективно. Примеры включают Adapter, Bridge, Composite, Decorator, Facade, Flyweight и Proxy.
  3. Поведенческие паттерны концентрируются на взаимодействии и коммуникации между объектами и классами. Они помогают управлять сложными потоками управления и облегчают изменение поведения системы. Примеры включают Observer, Strategy, State, Template Method, Command, Iterator и Mediator.

Вывод

Паттерны проектирования - это мощный инструмент в арсенале любого разработчика программного обеспечения. Они облегчают процесс проектирования, улучшают качество кода и ускоряют разработку. Однако важно помнить, что они не являются панацеей и должны использоваться в соответствующем контексте. Ключевая идея здесь - правильно понимать проблему, которую вы пытаетесь решить, и выбирать наиболее подходящий паттерн для ее решения